Область видимости имен
Между именами переменных, функций, типов и т.п. при использовании одного и того же имени в разных частях программы могут возникать конфликты. Для того чтобы эти конфликты можно было разрешать, в языке существует такое понятие как область видимости имени.
Минимальной областью видимости имен является блок. Имена, определяемые в блоке, должны быть различны. При попытке объявить две переменные с одним и тем же именем произойдет ошибка. Имена, определенные в блоке, видимы (доступны) в этом блоке после описания и во всех вложенных блоках. Аргументы функции, описанные в ее заголовке, рассматриваются как определенные в теле этой функции.
Имена, объявленные в классе, видимы внутри этого класса, т.е. во всех его методах. Для того чтобы обратиться к атрибуту класса, нужно использовать операции ".", "-" или "::".
Для имен, объявленных вне блоков, областью видимости является весь текст файла, следующий за объявлением.
Объявление может перекрывать такое же имя, объявленное во внешней области.
int x = 7; class A { public: void foo(int y); int x; }; int main() { A a; a.foo(x); // используется глобальная переменная x // и передается значение 7 cout x; return 1; } void A::foo(int y) { x = y + 1; { double x = 3.14;
cout x; } cout x; } // x – атрибут объекта типа A
// новая переменная x перекрывает // атрибут класса x
В результате выполнения приведенной программы будет напечатано 3.14, 8 и 7.
Несмотря на то, что имя во внутренней области видимости перекрывает имя, объявленное во внешней области, перекрываемая переменная продолжает существовать. В некоторых случаях к ней можно обратиться, явно указав область видимости с помощью квалификатора "::". Обозначение ::имя говорит о том, что имя относится к глобальной области видимости. (Попробуйте поставить :: перед переменной x в приведенном примере.) Два двоеточия часто употребляют перед именами стандартных функций библиотеки языка Си++, чтобы, во-первых, подчеркнуть, что это глобальные имена, и, во-вторых, избежать возможных конфликтов с именами методов класса, в котором они употребляются.
Если перед квалификатором поставить имя класса, то поиск имени будет производиться в указанном классе. Например, обозначение A::x показало бы, что речь идет об атрибуте класса A. Аналогично можно обращаться к атрибутам структур и объединений. Поскольку определения классов и структур могут быть вложенными, у имени может быть несколько квалификаторов:
class Example { public: enum Color { RED, WHITE, BLUE }; struct Structure { static int Flag; int x; }; int y; void Method(); };
Следующие обращения допустимы извне класса:
Example::BLUE Example::Structure::Flag
При реализации метода Method обращения к тем же именам могут быть проще:
void Example::Method() { Color x = BLUE; y = Structure::Flag; }
При попытке обратиться извне класса к атрибуту набора BLUE компилятор выдаст ошибку, поскольку имя BLUE определено только в контексте класса.
Отметим одну особенность типа enum. Его атрибуты как бы экспортируются во внешнюю область имен. Несмотря на наличие фигурных скобок, к атрибутам перечисленного типа Color не обязательно (хотя и не воспрещается) обращаться Color::BLUE.